ЯМА
Под Ямой понимают соблюдение индивидуумом всеобщих моральных заповедей. Эти моральные заповеди, или этические принципы, носят универсальный характер, следовать им необходимо любому человеку независимо от пола, возраста, национальности, Несмотря на то, что они были сформулированы более двух тысяч лет назад, их значение в наше время и в нашем обществе чрезвычайно велико.
В Яму входят следующие принципы:
НИЯМА
Это индивидуальные правила поведения,
дисциплинирующие занимающегося.
В Йога Сутра выделены пять Ниям:
АСАНА
Асана - третья ступень Йоги. «Асана» переводится как «поза», «положение», «поток». На этой ступени йогин наряду с соблюдением принципов Ямы и Ниямы занимается специальными физическими упражнениями.
Асаны - это не просто гимнастика. Все позы требуют определенного психического настроя и концентрации внимания на различных частях тела. Асаны не только укрепляют и очищают тело, но и развивают мыслительные особенности. С практикой в асанах к йогину приходит также умение сосредоточиваться, необходимое на последующих ступенях Йоги.
Система асан вырабатывалась на протяжении тысячелетий. Удачные находки закреплялись и передавались следующим поколениям, неудачные отбрасывались. И сейчас мы имеем обширный набор упражнений, обеспечивающих комплексное или избирательное воздействие на каждый мускул, орган, нерв или железу организма.
Для занятий асанами не нужны громоздкие и дорогостоящие снаряды, специально оборудованные залы или площадки. Выполнять позы можно у себя в комнате, единственный желательный инвентарь - коврик для занятий.
Практикой в асанах приобретаются отличное здоровье, красивое телосложение, гибкость, сила и быстрота, большая жизнеспособность, душевное спокойствие и уверенность в себе.
Большинство поз представляют собой статические упражнения.
Каждое положение может выдерживаться от нескольких секунд до десятков минут. За небольшим исключением, тело в асанах максимально расслаблено. Это обеспечивает отличный отдых. Поэтому после занятий Хатха-Йогой ощущается прилив сил и бодрость, а не выматывающая усталость.
Итак, основное назначение асан - сделать тело и ум здоровыми, управляемыми и безотказными. Но не следует думать, что в этом и заключается смысл занятий Йогой. Ведь сами асаны - лишь средство. Тело для йогина - это инструмент для основной деятельности, инструмент, о котором надо заботиться и систематически приводить в порядок, но не более того. Если человек встает на путь культа тела, то он погиб для йоги.
Как показывает практика, большинство занимающихся в наши дни начинает сразу с третьей ступени, с асан, минуя Яму и Нияму. Действительно, наиболее быстро практический результат дают именно асаны и пранаямы, но такие занятия нельзя назвать Йогой. Хатха-Йога включает в себя первые четыре ступени восьмичастной Йоги Патанджали - Яму, Нияму, Асану и Пранаяму. Только гармоничное развитие физических способностей и душевных качеств обеспечит единство, которое считают Йогой.
Йоги придают большое значение смыслу названий асан.
Это названия растений (поза дерева, поза лотоса), насекомых (поза саранчи), пресмыкающихся (поза змеи), амфибий (поза лягушки, поза крокодила), птиц (поза петуха), животных (поза льва). Некоторые позы носят имена мудрецов (поза Бхарадваджа) и героев (поза Вирабхадра). Пребывая в каждой из поз, йогин осознает свою общность со всеми существами. В этом еще одно назначение асан - в постижении внутреннего единства всего мира.
ПРАНАЯМА
По понятиям йогов, Прана в широком смысле слова - энергетическая основа всего существующего. Все остальные виды энергии механическая, тепловая, электромагнитная, ядерная, а также энергия живых существ - суть проявление Праны. В более узком смысле Прана - энергия дыхания, жизненная сила.
Аяма означает расширение, ограничение или продолжительность.
Таким образом, Пранаяма - регулирование дыхания или управление Праной, четвертая ступень Йоги.
При выполнении пранаям необходимо полное сосредоточение.
Любое дыхательное упражнение - это не просто вдохи-выдохи в определенном ритме. Пранаямы предполагают мысленное представление потоков Праны. Эти представления могут быть зрительными, осязательными, иногда слуховыми, вкусовыми или обонятельными. Научившись ощущать потоки Праны, йогин начинает управлять ими. Такое самовнушение чрезвычайно эффективно, но приручение Праны - очень долгий процесс, тут необходимы постепенность и осторожность.
При занятиях пранаямами активизируется весь аппарат дыхания - ноздри, носовые проходы, трахея, бронхи, легкие и диафрагма. Эти органы очень чувствительны. Неправильно выполняемые дыхательные упражнения могут привести к различным болезням нервной системы и органов дыхания. Поэтому заниматься пранаямами можно только под контролем инструктора.
Практикой в Пранаяме достигаются развитие органов дыхания, укрепление нервной системы, эмоциональная уравновешенность. При этом повышается способность к концентрации усилий, возрастает жизнеспособность.
Мудрец XVII века Кариба Эккен писал: «Если Вы будете воспитывать спокойствие духа, сперва научитесь управлять дыханием. Когда дыхание под контролем, сердце будет пребывать в спокойствии. Но когда дыхание судорожно, сердце будет в беспокойстве. Поэтому сперва урегулируйте свое дыхание, это смягчит Ваш характер и успокоит дух».
Научившись управлять дыханием, йогин получает возможность контролировать чувства, что позволяет ему перейти к следующей ступени – Пратьяхаре
ПРАТЬЯХАРА
Пратьяхара - это освобождение ума от власти чувственных объектов, пятая ступень Йоги. На этом этапе рассудок йогина, успокоенный асанами и пранаямами, овладевает способностью обращать свой взор не на предметы, доставляющие чувственные удовольствия, а внутрь самого себя. Иными словами, Пратьяхара - это контроль над своими чувствами.
«Подобно тому, как лодку уносит сильным ветром, так и одно единственное чувство, завладевшее человеком, способно унести прочь его разум». Контролировать чувства очень трудно, поэтому немногие из людей идут по пути Йоги дальше пятой ступени. Мир очень велик и многообразен, слишком много соблазнов привлекают человека. Для йогина же истинное наслаждение состоит в сознании, что он есть, что он несет добро окружающим, не испытывая горестей желаний и потерь.
«Йогин вначале предпочитает то, что горько и ядовито, но он настойчиво продолжает свою практику, зная хорошо, что, в конце концов, это станет наисладчайшим нектаром. Другие же страстно желают в союзе со своими чувствами обладать объектами их желаний, предпочитая то, что сначала кажется сладким, но, в конце концов, становится горьким и ядовитым» - Б. К. С. Айенгар.
Упражняясь в Пратьяхаре, йогин осуществляет постоянную самопроверку. С неслабеющим упорством он уничтожает мысли, порожденные мраком, невежеством, обманом, злом и упрямством. С еще большим усердием йогин культивирует в себе все чистое и светлое, что ведет к ясности ума.
ДХАРАНА
Дхарана - следующая, шестая ступень Йоги. Дхарана переводится как «удержание». Задача йогина на этой стадии научиться «удерживать» мысли на одном предмете. Другими словами, это мысленное сосредоточение на каком-либо объекте, реальном или воображаемом.
Патанджали определил концентрацию как «привязывание мыслительной субстанции к одному месту». Для истинной концентрации необходимо полное спокойствие тела, дыхания и сознания, что достигается на предыдущих ступенях. Внимание при этом сосредоточивается не на внешней форме предмета или его назначении, а на внутренней сущности вещи.
Ступень Дхарана считается достигнутой, если удается удерживать сосредоточение на избранном объекте не менее 12 секунд. При этом не должно возникнуть ни одного отвлекающего сигнала от органов чувств, ни одной посторонней мысли.
ДХИАНА
Дхиана значит «размышление» или «созерцание». Когда достигается совершенная концентрация, становится возможным длительное мысленное созерцание объекта. Такое состояние называется медитацией. Считается, что концентрация переходит в медитацию при длительности сосредоточения более 12 дхаран, т. е. 144 секунд.
САМАДХИ
Это последняя, восьмая ступень Йоги. Самадхи - это «слияние».
В состоянии Самадхи йогин достигает полного слияния с Духом Вселенной. Это совершенное самоуглубление, высшая точка медитации.
<< возврат